Довольно часто некоторые дети дошкольного возраста звуки «р» и «л» произносят неправильно или не выговаривают их вообще. Правильной постановкой этих звуков, при помощи специальных логопедических упражнений, занимается логопед, консультация и помощь которого помогает малышам обрести уверенность в дальнейшей жизни.
С чего начать?
Причин неправильного произношения звуков «р» или «л» может быть несколько. Их произношение является одним из сложных явлений в разговорной речи дошкольника.
Основными факторами, что провоцируют неправильное звучание из уст ребенка вышеуказанных звуков, могут быть следующие:
• снижение слуха;
• неразборчивое произношение буквы взрослыми;
• физиологический фактор (неправильный прикус или патология в строении ротовой полости).
Грамотно установленная причина дефекта речи, помогает логопеду принять правильное решение по ее коррекции.
Особенность первоначального обучения заключается в проведении легкодоступных занятий. В первую очередь – игровая форма, которая характеризуется простотой и непринужденностью. Такой способ обучения могут проводить сами родители, но если им не под силу, следует обратиться к специалисту.
Родителям следует быть уверенными в получении эффективного результата после занятий логопеда с ребенком. Это немаловажный фактор, так как боязнь провала мероприятия может передаваться от взрослого к малышу.
Веселые упражнения
Занятия в форме игры – это одна из главных ступеней к получению желаемого результата.
Дети могут представить себя лошадкой, которая скачет и клацает язычком, а также использовать разминку под названием «дуновение ветра» или «пароходный гудок». Очень эффективным может быть упражнение, когда ребенок облизывает языком свою верхнюю губу, при этом нижняя челюсть не должна двигаться. Эти упражнения весьма продуктивные для правильной постановки звука «л».
Для отработки звука «р» следует попросить малыша положить под язычок большой пальчик и попробовать подвигать языком от одной щеки к щеке, издавая при этом рычание. Попросив ребенка улыбнуться широко, нужно зафиксировать его челюсти, а затем малышу следует пересчитать верхние зубки, проводя по ним языком с внутренней стороны.
Для разработки подязыковых растяжек, гибкости кончика языка, стимулирования мышц языка предусмотрено ряд упражнений, которые помогут ребенку научиться правильно выговаривать нужные звуки.